Техническое обслуживание и испытание топливной системы дизельных двигателей ЯМЗ

12.09.2022

Техническое обслуживание и испытание топливной системы дизельных двигателей ЯМЗ

От работы топливной системы напрямую зависит качество работы двигателя и срок его эксплуатации. Первое обслуживание форсунок проводится через 250 часов работы с начала эксплуатации двигателя.

Первая проверка ТНВД и, при необходимости, его подрегулировка проводится по окончании гарантийного срока двигателя

В дальнейшем обслуживание форсунок и проверку ТНВД проводить через каждые 1000 часов работы.

Обслуживание ТНВД

Испытания ТНВД (650.1111005) должны проводиться на профильтрованном дизельном топливе марки Л по ГОСТ 305 или технологической жидкости, состоящей из его смеси с маслом индустриальным по ГОСТ 20799, маслом авиационным по ГОСТ 21743 или керосином осветительным по ТУ 38.401-58-10, имеющих вязкость от 5 до 6 мм2/с (сСт) при температуре (20 ± 0,5) ºС.

Допускается применение смеси рабочих жидкостей, состоящей из 40 % РЖ-3 по ТУ 38.101964 и 60% РЖ-8 по ТУ 025-041-00151911, или рабочей жидкости Волгол РЖ-М по ТУ 0253-044-34686523, имеющих вязкость от 5 до 6 мм2/с (сСт) при температуре (20 ± 0,5) ºС.

Температура топлива, измеряемая в выпускном соединении стенда с топливопроводом (6585.1104410) к испытываемому ТНВД, при контроле величины и неравномерности цикловых подач должна быть (32 ± 2) ºС.

Перед началом регулировки масляную полость ТНВД промыть чистым дизельным топливом и заполнить свежим маслом, применяемым для двигателя, до уровня отверстия отвода масла. На время работы данное отверстие заглушить.

Перед установкой ТНВД на стенд проверить отсутствие осевого зазора кулачкового вала (80.1111172-30).

При его наличии обеспечить натяг от 0,01 до 0,07 мм, предварительно отрегулировав осевой зазор кулачкового вала (337.1111055-20) от 0,03 до 0,09 мм установкой регулировочных прокладок, контролируемый моментом от 90 до100 Н (от 9 до 10 кгс), затем убрать две прокладки толщиной по 0,05 мм.

При затянутых болтах крышки подшипника кулачковый вал должен свободно вращаться в подшипниках.

Проверку и регулировку ТНВД следует производить со стендовым комплектом форсунок, имеющих эффективное проходное сечение μf = 0,18 мм2.

Допускается проверку и регулировку ТНВД выполнять с рабочим комплектом форсунок. Каждая форсунка должна быть закреплена за соответствующей секцией ТНВД, и устанавливаться в том цилиндре двигателя, который соединен с данной секцией.

Для стендового комплекта топливопроводов высокого давления следует применять трубы стальные по ГОСТ 11017 с внутренним диаметром (2 ± 0,05) мм, наружным диаметром 7 мм и длиной (415 ± 3) мм.

Требования к топливопроводам высокого давления – по ГОСТ 8519.

Разница в пропускной способности топливопроводов, составляющих стендовый комплект, не должна превышать ± 1 мм 3/цикл.

Пропускную способность топливопроводов определять на одной секции ТНВД с одной форсункой и на одном пеногасителе стенда.

При регулировке ТНВД с ЭСУ необходимо использовать регулировочный стенд и программно-аппаратный комплекс (ПАК).


Блок-схема ПАК для обкатки, регулировки и проверки ТНВД с ЭСУ приведена на рисунке.

Последовательность действий при работе с комплексом:

− подключить ПК, ЭБУ, МИ и датчик положения МИ к блоку настройки ТНВД с ЭСУ;

− включить питание блока настройки ТНВД с ЭСУ;

− включить питание ПК и загрузить операционную систему. Программа PumpTune.exe должна запуститься автоматически;

− дождаться конца инициализации, в ходе которой программа PumpTune.exe проверяет соединение с ЭБУ, МИ и датчиком положения МИ.

При наличии ошибок проверить правильность подключения и электрические соединения элементов комплекса. При отсутствии ошибок загрузится главное окно программы, содержащее список моделей ТНВД с ЭСУ;

− при помощи клавишей перемещения «↑» и «↓» на клавиатуре ПК выбрать модель ТНВД с ЭСУ и подтвердить выбор нажатием клавиши Enter. Загрузится окно выбора режимов;

− аналогично выбрать требуемый режим из списка «Обкатка», «Регулировка», «Проверка» или «Параметры».

Загрузится соответствующее выбранному режиму окно с необходимой для его проведения информацией;

− режим «Обкатка» позволяет управлять положением рейки ТНВД между положениями выключенной подачи и номинальной подачи.

Для запуска режима необходимо на регулировочном стенде выставить требуемую частоту вращения кулачкового вала и нажать клавишу Enter в окне режима «Обкатка».

Для завершения режима «Обкатка» необходимо нажать клавишу Esc и на регулировочном стенде остановить вращение кулачкового вала;

− режимы «Настройка» и «Проверка» позволяют установить рейку ТНВД в требуемое положение. Строки в данных режимах представляют собой контрольные точки соответствующих режимов.

Выбор контрольной точки производится при помощи клавиш перемещения, после чего необходимо подтвердить выбор при помощи клавиши Enter.

Рейка (901.1111040) ТНВД автоматически перейдет в требуемое положение.

Далее на регулировочном стенде необходимо выставить требуемую частоту вращения кулачкового вала и произвести настройку топливоподачи.

На контрольной точке, соответствующей режиму холостого хода двигателя, допускается корректировка положения рейки при помощи клавиш «+» и «-» на клавиатуре ПК в диапазоне ± 5 % относительного хода рейки.

Выход из режимов «Настройка» и «Обкатка» осуществляется при помощи клавиши Esc, после чего на регулировочном стенде необходимо остановить вращение кулачкового вала;

− режим «Параметры» содержит список необходимого оборудования для проведения обкатки, настройки и проверки выбранной модели ТНВД;

− выход из программы PumpTune.exe производится нажатием клавиши Esc в главном окне, содержащем список моделей ТНВД с ЭСУ, и подтверждением выхода клавишей Enter.

Далее необходимо завершить работу операционной системы, выключить питание ПК и блока настройки ТНВД с ЭСУ, отключить разъемы ЭБУ, МИ и датчика положения МИ.

Перед проверкой и регулировкой ТНВД необходимо проверить герметичность:

- системы низкого давления и масляной полости, для чего заглушить отверстие перепускного клапана, отводящее отверстие ТПН, штуцеры ТНВД, отверстие отбора топлива для электрофакельного устройства, установить крышку рейки.

К ввертышу слива масла герметично присоединить трубку с внутренним объемом не более 25 см3 (внутренний диаметр не более 8 мм), свободный конец трубки опустить в сосуд с топливом на глубину не более 20 мм.

К ввертышу подвода топлива ТНВД и к отверстию подвода топлива ТПН подвести сжатый воздух. ТНВД считается годным, если при равномерном, в течение (10…20) с, повышении давления воздуха от 0 до 0,5 МПа (от 0 до 5 кгс/см2) и выдержке не менее 20 с не наблюдается выделение пузырьков воздуха в сосуде с топливом;

- соединений ТНВД, для чего подвести сжатый воздух к ввертышу слива масла и погрузить ТНВД в емкость с дизельным топливом.

ТНВД считается герметичным, если при давлении от 0,01 до 0,015 МПа (от 0,1 до 0,15 кгс/см2) не наблюдается выделение пузырьков воздуха в течение не менее 20 с через соединения ТНВД, кроме соединения «стопорный винт рейки – корпус ТНВД».

При проверке ТНВД контролируются:

- геометрическое начало нагнетания (ГНН) топлива секциями ТНВД, определяемое по моменту прекращения истечения топлива из штуцеров ТНВД при заглушенном отверстии перепускного клапана и положении рейки, соответствующем номинальной подаче, т. е. положении, при котором рейка выступает на величину (*?± 1) мм от торца корпуса ТНВД.( *?- величина уточняется)

Давление топлива на входе в ТНВД должно быть при этом не менее 0,15 МПа (1,5 кгс/см2).


Начало нагнетания топлива первой секцией ТНВД должно соответствовать подъему толкателя этой секции от его нижнего положения на величину (6,0 ± 0,05) мм.

Величину подъема толкателя измерять приспособлением Т9590-27, ввернув его в специальное резьбовое отверстие в корпусе ТНВД (рис. 3).

В момент начала нагнетания топлива первой секцией риски на указателе начала нагнетания топлива и на демпферной муфте должны совпадать.

Отклонение от совпадения рисок допускается на величину не более ± 15´.

Порядок работы секций (со стороны привода) для ТНВД модели 179: 1 – 3 – 6 – 2 – 4 – 5 – 7 – 8.

Углы поворота кулачкового вала, соответствующие ГНН топлива секциями для ТНВД модели 179: 0º - 45º - 90º - 135º - 180º - 225º - 270º - 315º.

Отклонение углов поворота кулачкового вала, соответствующих ГНН топлива по секциям ТНВД, относительно ГНН топлива первой секции не более ± 15´.

Регулировка величины подъема толкателя производится изменением высоты двух пакетов регулировочных прокладок  под фланцем секции: при увеличении высоты пакетов величина подъема толкателя увеличивается, при уменьшении – уменьшается.

Количество прокладок в каждом пакете и их высоты должны быть одинаковыми с обеих сторон, причем наиболее толстая прокладка должна быть сверху.

Для этого необходимо:

− проверить величину давление начала открытия нагнетательных клапанов, которая должна быть от 0,02 до 0,1 МПа (от 0,2 до 1,0 кгс/см2).

Контроль давления начала открытия нагнетательных клапанов производить по моменту начала истечения топлива из топливопроводов с внутренним диаметром (2 ± 0,05) мм или штуцеров ТНВД при плавном повышении давления топлива на входе в ТНВД, положении рейки, соответствующем выключенной подаче топлива, и заглушенном отверстии перепускного клапана;

− проверить величину давления топлива в магистрали на входе в ТНВД, которая должна быть (0,175 ± 0,025 МПа) [(1,75 ± 0,25) кгс/см2] при номинальной частоте вращения кулачкового вала (950 ± 5) мин-1 и полностью нажатой педали управления.

При необходимости вывернуть пробку перепускного клапана и отрегулировать шайбами величину давления открытия;

− проверить наличие запаса хода рейки на выключение подачи топлива относительно ее хода, ограниченного упором электромагнита МИ, который должен быть в пределах (1,5 ± 0,1) мм.

Регулировку при необходимости произвести поворотом МИ, ослабив для этого затяжку гаек, фиксирующих крышку МИ;

− проверить частоту вращения кулачкового вала ТНВД, соответствующую началу выключения пусковой подачи независимо от положения педали управления, которая должна быть в пределах (230…250) мин-1;

− проверить при полностью нажатой педали управления частоту вращения кулачкового вала ТНВД, соответствующую началу действия МИ, которая должна быть от 990 до 1010 мин-1;

− проверить при полностью нажатой педали управления частоту вращения кулачкового вала ТНВД, соответствующую полному выключению подачи топлива секциями ТНВД, которая должна быть на (60…120) мин-1 больше частоты вращения начала действия МИ;

− проверить, и при необходимости отрегулировать с комплектом форсунок, среднюю цикловую подачу топлива и неравномерность подачи топлива по секциям, которые должны соответствовать указанным в таблице.



Примечания:

Средняя цикловая подача топлива определяется как среднее арифметическое фактических величин цикловых подач топлива всех секций ТНВД.

Неравномерность подачи топлива по секциям рассчитывается по формуле:


- qцmax – максимальная цикловая подача топлива по секциям, мм3/цикл;

- qцmin – минимальная цикловая подача топлива по секциям, мм3/цикл.

При изменении управляющего сигнала от стенда, соответствующего изменению величины давления воздуха в указанных пределах, изменение величины средней цикловой подачи топлива не должно превышать ± 2 мм3/цикл.




Возврат к списку